ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ СНЫ ЛИШЬ БЕСПОЛЕЗНЫМИ ВИДЕНИЯМИ? Блаватская Е.П.
Нас просят ответить на вопросы, вызванные статьей "Страна снов и
сомнамбулизм", опубликованной в "Chamber's Journal":
(1). Всегда ли сны являются реальными? Если это так, что создает их; если
они нереальны, то все же может ли быть, что они содержат в себе какой-либо
глубокий смысл?
(2). Не расскажите ли вы нам что-нибудь о нашем состоянии существования
до рождения и о трансмиграции души?
(3). Не объясните ли вы нам что-либо о том, что достоверно известно в
психологии по вопросам, затронутым в этой статье?
Если изложить данную просьбу более точно, нас просят дать в пределах одной
статьи "полное объяснение" фактов, охватывающих все царство подлунных тайн.
Оно включило бы в себя:
(1). Всю философию снов, прослеженных в их физиологическом, биологическом,
психологическом и оккультном аспектах.
(2). Буддийские Джатаки (перерождения или миграции нашего Господа Шакья-Муни)
с философскими эссе о трансмиграциях 387000 будд, которые "поворачивали
колесо веры", в течение последовательных появлений в мире 125000 других
будд, святых, которые могут "следить и распутывать тысячекратно запутанные
и завязанные нити моральных оков причинности", добавляя трактат о
Ниданах, двенадцатичленной цепи причин, с полным перечислением их двух
миллионов следствий, и многочисленные примечания архатов, "которые
достигли потока, ведущего в нирвану".
(3). Сложные мечтания всемирно известных психологов; от египетского Гермеса
и его "Книги Мертвых"; платоновского определения души в "Тимее"; и так
далее, вплоть до "Ночных разговоров в гостиной с бестелесной душой"
преподобного Адрамелеха Ромео Тибериуса Тугскина из Цинциннати.
Такова та скромная работа, выполнить которую нам предложено. Но сперва
мы приведем фрагмент из данной статьи, которая вызвала столь великую жажду
философской информации, а затем попытаемся сделать то, что в наших силах.
Это любопытный случай — если только он не является полной литературной
выдумкой:
"У автора данной статьи есть родной брат, который чувствует, что некоторые
из его снов носят удивительный и многозначительный характер; и его опыт
показывает, что существует странная и необъяснимая связь между такими снами
и состоянием сомнамбулизма. Прежде чем во всех деталях привести некоторые
примеры сомнамбулизма, проявленные им и его дочерью, я дам описание одного
из его снов, который был четыре раза повторен в своих удивительных и
особенных деталях с разными интервалами в течение последних тридцати лет.
Он был в своей юности практикующим агрономом, но теперь уже на пенсии.
Всю свою жизнь он был худощавым, активным, доброжелательным и очень
дружелюбным человеком, и ни в каком отношении не может быть назван книжным
червем. Его сон состоял в следующем: он обнаружил себя в одиночестве стоящим
перед монументом, сложенным из очень твердого камня, и рассеянно глядящим
на его северную сторону, когда к его изумлению, средние камни на уровне
его глаз постепенно раздвинулись и один за другим соскользнули вниз, пока
отверстие не стало достаточно большим для того, чтобы там смог поместиться
человек. Внезапно внутри отверстия возник маленький человечек, одетый в
черное и с большой лысой головой, который, по-видимому, удерживался там
при помощи своих ног, замурованных по колено в монументе. Выражение его
лица было мягким и интеллигентным. Они смотрели друг на друга, как
показалось, очень долго, и ни тот, ни другой не пытался заговорить;
изумление моего брата все время возрастало. Наконец, как это выразил
сам спящий, "Маленький человечек в черном, с лысой головой и спокойным
выражением лица", сказал: "Вы меня не знаете? Я тот человек, которого вы
убили на стадии утробного существования; и я ожидал, когда вы придете,
и буду ждать этого без сна. Нет доказательства дурного поступка в вашем
состоянии человеческого существования, поэтому вам не надо опасаться в
вашей смертной жизни, — сокройте меня обратно во тьме".
Спящий начал, как он полагает, класть камни в их первоначальное положение,
заметив маленькому человечку, как он сам это выразил: "Все это — ваш сон,
ибо не существует стадии утробного существования". Маленький человечек,
который выглядел все меньше и меньше, сказал: "Закрой меня и убирайся".
В этот момент спящий пробудился.
Прошли годы, и сон забылся в обычном смысле этого слова, когда — смотрите!
без какой-либо предшествующей мысли по этому поводу, он увидел во сне,
что он стоит при свете солнца, перед старинной стеной сада, который
принадлежит большому необитаемому дому, когда камни перед ним начинают
падать вниз медленно и плавно, и скоро открылась та же самая таинственная
фигура, со всеми чертами, ей присущими, включая и произношение, такое же,
как и в первый раз, хотя прошло уже много лет. Тот же самый сон повторялся
еще дважды за некоторый период времени; но не было изменений в выражении
лица человечка в черном."
Мы не чувствуем себя достаточно компетентными, чтобы говорить о
достоинствах или недостатках этого специфического сна. Его интерпретацию
можно благополучно оставить Даниилам физиологии, которые, подобно
У. А. Хаммонду, доктору медицины из Нью-Йорка, объясняют сновидения и
сомнамбулизм как результат возбужденного состояния спинного мозга. Он может
быть бессмысленным, случайным сном, вызванным взаимодействием мыслей,
которые механически занимают мозг в течение сна:
Когда рассудок угасает,
И разум лишь едва мерцает, —
Причудливо расцветит ночь
Игры воображенья дочь...
— когда наши мысленные действия продолжают совершаться независимо от наших
сознательных желаний.
Наши физические чувства — это те действующие силы, при помощи которых
астральный дух, или "нечто сознающее" внутри, приходит посредством
контакта с внешним миром к знанию о действительном существовании;
в то время как духовные чувства астрального человека — это посредники,
телеграфные провода, при помощи которых он сообщается со своими высшими
принципами и получает от них способности ясного восприятия и видения
областей невидимого мира. Буддийский философ утверждает, что при помощи
практики дхьяны можно достигнуть "просветленного состояния разума, которое
проявляется благодаря непосредственному познанию священной истины, так, что
при открывании Писаний (или любой книги?), их истинное значение сразу же
передается в сердце". (Beal's "Catena...", стр. 255). Однако, если в первом
случае вышеприведенный сон был бессмысленным, то в трех последующих
случаях он мог быть повторен благодаря внезапному пробуждению той части
мозга, которой он был обусловлен, поскольку, как в сновидении, так и в
сомнамбулизме, мозг спит лишь частично, и пробуждается к деятельности
благодаря работе внешних органов чувств, в результате некоторых
специфических причин: произнесенного слова, мысли или изображения, которые
содержатся в скрытом виде в одной из клеток памяти и пробуждаются при
внезапном шуме, падении камня, немедленно внушая этой наполовину дремлющей
фантазии спящего стены монумента, и так далее. Когда кто-либо внезапно
пугается во сне, не просыпаясь полностью, он не начинает снова видеть
сон и ограничивает свои сновидения простым шумом, который частично пробудил
его; но часто впечатления его сна, длинный ряд событий сконцентрирован
в коротком промежутке времени, который занял этот звук, и приписывается
только этому звуку. Обычно сновидения вызываются ассоциациями бодрствующего
состояния, которые им предшествовали. Некоторые из них производят такое
впечатление, что малейшая идея, связанная с каким-либо предметом, который
ассоциируется с определенным сном, может вызвать его повторение через годы.
Тартини, знаменитый итальянских скрипач, написал свою "Дьявольскую сонату"
под впечатлением сна. В его сне, как он полагал, перед ним явился Дьявол
и вызвал его испытать мастерство на его собственной, личной скрипке,
принесенной им самим из ада, и Тартини принял его вызов. Когда он
проснулся, мелодия "Дьявольской сонаты" была столь живо запечатлена в его
разуме, что он сразу же записал ее; но когда он приблизился к финалу, все
дальнейшие воспоминания внезапно исчезли, и он отложил незаконченное
музыкальное произведение. Двумя годами позже он увидел во сне то же самое и
попробовал запомнить финал перед пробуждением. Сон повторился из-за слепого
уличного музыканта, который играл на скрипке под его окном. Кольридж
сходным образом сочинил свою поэму "Кублай-хан" во сне, и после пробуждения
он обнаружил увиденное столь живо запечатленным в своем разуме, что сразу
записал знаменитые строки, которые сохранились до сих пор. Сон был вызван
тем, что поэт заснул в своем кресле, читая в "Паломничестве" Пурча
следующие слова: "Здесь повелел Кублай-хан воздвигнуть дворец ...
окруженный стеной".
Общераспространенная вера в то, что среди большого числа бессмысленных
снов существуют и такие, в которых часто даются предсказания грядущих
событий, разделяется многими широко образованными людьми, но полностью
отвергается наукой. Все же существуют многочисленные примеры хорошо
удостоверенных сновидений, которые были проверены последующими событиями,
и которые, таким образом, могут быть названы пророческими. Греческая и
латинская классика изобилует сообщениями об удивительных сновидениях, и
некоторые из них стали историческими. Вера в духовную природу сновидений
была столь же широко распространена среди языческих философов, как и среди
христианских отцов церкви, подобно тому как и вера в предсказания и
толкование снов (онейромантию) не была ограничена лишь языческими
народами Азии, поскольку Библия переполнена ними..>продолжение часть 2
|